Духовная жизнь включает в себя – Богопознание, Богообщение и Богоуподобление. Если мы любим Бога, то желаем познать Его (теоретически и опытно) и стремимся к общению с Ним. Церковное Богопознание и Богообщение способствуют уподоблению христианина Его святости и совершенству – Богоуподоблению.
Целью духовной жизни является святость (Рим.6:22). Наша задача состоит в том, чтобы обрести состояние духовно-нравственной чистоты, которым обладали прародители до грехопадения, и даже больше: утвердиться в добре, обожиться. Перед тем как обожиться, следует очеловечиться, стараясь исполнять ветхозаветные заповеди.
Имея целью духовной жизни святость, осознать себя святым человеку невозможно, если такое произошло, то это состояние называется «духовной прелестью», ложной духовной самооценкой. Ведь чем ближе человек к Источнику святости – Богу, тем отчётливее он видит свои греховные мысли, желания, навыки, страсти. По словам одного религиозного философа (Блеза Паскаля): Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.
Главными индикаторами правильной духовной жизни являются внутренний мир и усиление любви к ближним и Богу (Ин.13:35). Человек, живущий духовной жизнью, ощущает свою постоянную связь с Богом (1Ин.4:16). По словам прот. Валентина Свенцицкого: «Любовь – это цель. Борьба со страстями – это путь. Молитва – это движущая сила».
|