Апп. от 70-ти Карпа и Алфея (I). Мч. Георгия Нового (1515).
Мчч. Аверкия и Елены (I). Прп. Иоанна Психаита исп (IX). Обретение мощей прп. Макария Калязинского (1521).
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Дея. 2, 1-11; Ин. 7, 37-52; 8, 12). Совершилась икономия нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святый. Ибо спасение наше "по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа" (1 Пет. 1, 2). Того ради и "крещаемся во имя Отца и Сына и Святого Духа", обязуясь "соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф. 28, 19-20). Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Ее и, следовательно, получить спасение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе! "Отче Вседержителю, Слове и Душе, треми соединяемое во Ипостасех естество пресущественно, и пребожественно, в Тебя крестились, и Тебя благословим во все веки".
Притча дня
Ученик однажды спросил Старца:
— Как мне научиться разбираться в людях, — кому мне доверять и кого опасаться?
— Скажу тебе вначале, кого нужно опасаться, — сказал Старец. — Опасайся самого смиренного с виду! Когда увидишь, что кто-то кладет перед тобой поклоны, обнимает тебя и выказывает тебе свое необыкновенное расположение, того ты опасайся больше всего!
— Как же так, Старче? — удивился ученик. — Объясни мне!
— Потому что он первый и предаст тебя! — ответил Старец со вздохом.
— А кому же мне доверять? — спросил ученик.
— Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит тебе правду, какая бы она ни была, эти люди первыми придут к тебе на помощь!
Практический совет
Евангелие принято не только ежедневно читать, но и изучать толкования святых отцов или авторов, основывающихся на них. Перед чтением Св. Писания принято молиться Богу о просвещении ума.
Седмица 7-я по Пасхе. Троицкая родительская суббота. Глас 6. Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850).
Сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского (IV). Свт. Иннокентия, архиеп. Херсонского (1857).
Прмц. Елены (1938). Прмч. Тавриона (1939).
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Дея. 28; 1-31; Ин. 21, 15-25). Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью - тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышет молитвой. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышет, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышет общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня. . .
Притча дня
Однажды к одному аскету подошел человек, которому было 50 лет, он хотел развестись со своей женой. Увидев его, старец спросил, почему он это делает. Тот отвечает: «Я хочу расстаться со своей женой, потому что не могу терпеть ее».
Старец спросил: «А как ты к ней обращаешься?» – «По имени», – был ответ. «Неправильно, – говорит старец, – ты должен говорить «любимая» или «любовь моя»». Человек отвечает, что ему 50 лет, какая любовь… А старец говорит: «Делай так, как я сказал, и увидишь, что будет».
Мужчина два месяца делал так, как сказал старец. Потом он вернулся к старцу, упал ему в ноги и сказал, что тот спас его и его семью: «Моя жена изменилась, она стала лучше». Старец и отвечает: «Это не она изменилась, а ты изменился».
Практический совет
Как правильно прикладываться к иконам?
– К иконам следует подходить не спеша, мысленно произнося молитву, обращённую к Богу, Божией Матери или святому, изображенным на иконе. Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Или кратко: «Господи, помилуй». Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед иконой святого: «Святый угодниче Божий (имя святого), моли Бога о мне (о нас)». Можно молиться и своими словами, главное, чтобы они были искренними и чистосердечными, соответствовали нормам христианского благочестия.
Обычно дважды крестятся с поясным поклоном, затем прикладываются к иконе в знак любви и почитания изображенного на ней. После этого в третий раз осеняют себя крестным знамением, кланяются и отходят. У изображенного на иконе Спасителя целуют благословляющую десницу (правую руку), край одежды, ноги. У Божией Матери и святых целуют руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя – во власы.
Ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону и ниспосылается Господом верующим в Него. Прикладываясь к иконам для того, чтобы получить исцеление от телесных и душевных недугов, необходимо верить в действительную силу животворящей Божьей благодати.
Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста, и с ними 1218 воинов с женами и детьми (ок. 218). Прп. Викентия Леринского (до. 450). Явление чудотворного образа Спаса Нерукотворенного во граде Ярославле (1612).
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Дея. 27, 1-44; Ин. 17, 18-26). "Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино. . . Я в них, и Ты во Мне". Вот златая цепь, связующая нас с Божеством! Отпали мы - восстал Посредник, Который едино есть с Богом Отцом, и стал едино с нами. Становясь едино с Ним, мы соединяемся в Нем и через Него с Богом Отцом. Слава безпредельной милости Твоей к нам, Триипостасный Боже, благоволивший устроить для нас такой светлый путь к обожению! Высоко подъемлет нас Господь; не отрицай же благодеяния, исповедуй милость и хвали неизреченную благостыню! Отрицаясь от такой высоты, ты думаешь смиряться, а на деле обнаруживаешь грубую неблагодарность и небрежение к высокому дару. Ведай, что средины нет: или все, или ничего. Не хочешь этой высоты - останешься вне в горьком унижении, и временно, и вечно.
Притча дня
Один охотник любил ходить в лес и в поле за добычею. Однажды долго восходил он на высокую гору, выслеживая зверя, и, утомившись, сел на большом камне отдохнуть. Увидав стаю птиц, перелетающих с одной высоты на другую, он стал думать: «Почему Бог не дал крыльев человеку, чтобы мог он летать?» В это время тем местом проходил смиренный отшельник, и, узнав мысли охотника, сказал ему:
– Вот, ты помышляешь, что Бог не дал тебе крыльев; но если тебе дать крылья, то ты все равно не будешь доволен и скажешь: «Крылья мои слабы, и я не могу с ними долететь до неба, чтобы увидеть, что есть там»; и если тебе будут даны такие сильные крылья, чтобы ты мог подняться до неба, то и тогда ты будешь недоволен и скажешь: «Я не разумею, что тут происходит». И если тебе будет дан разум, то опять ты не будешь доволен и скажешь: «Почему я не ангел?» И если тебя сделают ангелом, то ты снова будешь недоволен и скажешь: «Почему я не херувим?» И если ты станешь херувимом, то ты скажешь: «Почему Бог не дал мне управлять небом?» И если дано будет тебе управлять небом, то и тогда ты не удовлетворишься и, как некто другой, дерзко взыщешь большего. Поэтому всегда смиряй себя и будь доволен тем, что тебе даруется, и тогда будешь жить с Богом».
Охотник увидел, что отшельник сказал истину, и возблагодарил Бога, что послал ему монаха, который вразумил его и открыл ему путь смирения.
(Преподобный Силуан Афонский)
Практический совет
C 2011 года все издания, предназначенные для распространения через систему церковной книготорговли, подлежат обязательному рецензированию Издательским Советом, с последующим присвоением грифа «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви».
Издательский Совет присваивает грифы двух видов: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси» и «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». Первый, согласно определению Священного Синода, «присваивается Священному Писанию, богослужебной литературе, сборникам канонических правил и нормативных актов Церкви, официальным церковным документам, принятым Архиерейскими и Поместными Соборами, а также Священным Синодом» и, кроме того, в порядке исключения, изданиям, имеющим общецерковное значение.
Седмица 7-я по Пасхе. Глас 6.
Попразднство Вознесения Господня. Прп. Михаила исп., еп. Синадского (821).Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых.
Прп. Давида Гареджийского (VI-VII). Прмч. Михаила черноризца (IX). Прп. Евфросинии, игумении Полоцкой (1173). Прп. Паисия Галичского (1460).
Обретение мощей мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (2001).
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Дея. 25, 13-19; Ин. 16, 23-33). "Истинно, истинно - говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам", сказал Господь и еще с подтверждением: "истинно, истинно говорю вам". Какой стыд для нас, что мы не умеем пользоваться таким неложным обетованием! И добро бы только нам стыд от того; а то наводится тень на самое обетование, будто оно слишком велико и неисполнимо. Нет, вина вся на нас, и главным образом в том, что мы не сознаем себя верными рабами Христовыми, и совесть не дает нам чаять какой - либо милости от Господа. К тому же и то бывает, что если иногда и приступает кто просить о чем Бога, то с раздвоенною душою: помянет о том мимоходом в молитве своей раз и два - и бросает, да и говорит потом: "не слышит Бог". Нет, прося чего либо особенно, надо держать неотступность и неутомимость в молитве, подобно вдове, которая и бессердечного судью докучанием своим заставила удовлетворить ее прошению. Настоящие молитвенники, испрашивая что-либо в молитве, соединяют с молитвою пост, бдения, лишения всякого рода и всякое благотворение, и притом просят не день, не два, а месяцы и годы; зато и получают. Им и подражайте, если желаете иметь успех в молитве.
Притча дня
Однажды святой Епифаний, епископ Кипрский обедал со своим другом старцем Иларионом. Св. Епифаний предложил товарищу жареную птицу, на что тот ответил:
– Прости меня. С того момента, как я стал монахом, я не ел ничего, что требуется перед приготовлением заколоть.
– А я, – сказал Епифаний, – с того времени как принял монашество, не допускал, чтобы кто-либо заснул, имея что-нибудь против меня, и сам не засыпал, имея что-либо против другого.
На что старец Иларион ответил:
– Прости меня. Твой подвиг выше моего.
Практический совет
Иногда говорят: «Я редко исповедуюсь, никак не могу духовника себе найти». Неужели наш уровень столь высок, что обычный батюшка нас не устроит? Лучше иметь плохого духовника, чем руководить собой самостоятельно. Ведь мы пристрастны, нужен взгляд человека, не зависимого от наших страстей.
Попразднство Вознесения Господня. Мч. Василиска (308). Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского (1015). Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540).
Свв. отцов II Вселенского Собора (381). Прп. Додо Давидо-Гареджийского, Грузинского (596).
Сщмч. Максима, еп. Серпуховского (1931). Сщмч. Михаила пресвитера (1942).
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Дея 23, 1-11; Ин. 16, 15-23). Господь говорит святым апостолам перед страданиями: "вскоре не увидите Меня. и опять вскоре увидите Меня". Страдания Господа и смерть так поразили св. апостолов, что очи ума их помутились, и они не стали видеть Господа, как Господа; скрылся свет, и они сидели во тьме горькой и томительной. Тьму эту разогнал свет воскресения Христова, - и они опять узрели Господа. Так слова Свои объяснил Сам Господь: "вы восплачете", говорил Он, "и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет". Говорят, что и всякая душа на пути к совершенству, испытывает подобное же поражение. Тьма повсюдная покрывает ее, и она не знает куда деваться; но приходит Господь, и печаль ее претворяет в радость. Верно необходимо так, как необходимо жене помучиться перед тем, как предстоит родиться от нее человеку в мир. Нельзя ли отсюда заключить, что кто не испытал этого, в том еще не рождался настоящий христианин?
Притча дня
Старец велел ученику посадить репу, причем корешками кверху. А ученик подумал: «Вот, старец что-то перепутал», – и посадил правильно: вершками наверх. Репа, конечно же, взошла. Тогда ученик и говорит старцу: «Видите, репа-то выросла, потому что я не послушал вас». На что старец ответил: «Но иначе выросло бы твое послушание».
Практический совет
Христианская нравственность в очень грубой форме означает, что рядом с тобой людям должно быть лучше, чем вдалеке от тебя, легче, чем вдалеке от тебя. Вот задача, которую Бог нам поставил. То, к чему Бог реально нас призывает, находится в той сфере, которую мы увидим, выключив телевизор.
Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев (XII). Обретение мощей блж. Андрея Симбирского (1998).
Прп. Кассиана грека, Угличского, Учемского чудотворца (1504). Собор Карельских святых. Собор Симбирских святых. Собор Уфимских святых. Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская "Умиление" (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская или Черногорская (1603), Оранская (1634)
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Дея. 21, 26-32; Ин. 16, 2-13). "Когда же прийдет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину". Почему же в логиках не упоминается об этом источнике познания? Не удивительно, что в языческих логиках нет этого пункта, но почему нет его в христианских? Неужели христианин, когда начинает умствовать, должен перестать быть христианином и забыть о всех данных ему обетованиях, верных и несомненных? О том, как видеть и слышать много толкуют; о том, как из увиденного и услышанного делать обобщения и наведения, тоже достаточно учат; когда дойдет дело до того, как разгадать значение всего, - тут питомец логики оставляется на произвол своей догадливости. Отчего не внушить ему: ты имеешь вещания духа истины - им следуй; они решают значение всего сущего и бывающего непререкаемым образом, ибо исходят от Бога, в Котором источник и самого бытия. Не оттого ли, что забывают внушать это, догадливость так расплодилась, что ныне все книги (о мире Божием) переполнены одними догадками? И добро бы они хоть сколько-нибудь были стоящи, а то сразу видно, что они плод детского воображения.
Притча дня
Один человек однажды спросил старца:
– С какой стати я должен выполнять заповеди, когда видимой прибыли мне от того нет?
– Когда ты болен, ты зовешь врача, – ответил старец, – и врач дает тебе лекарство. Разве ты всегда понимаешь, почему он дает тебе именно это, а не другое лекарство? Но ты доверяешь врачу, который лечит твое тело, и принимаешь лекарство. Почему же ты меньше доверяешь Богу, врачующему твою душу?
Практический совет
Послушание духовнику не исключает личной ответственности христианина перед Богом. Христос сказал: Если слепой поведёт слепого, то оба упадут в яму. Не сказал Господь: если из двух слепых второй верит, что первый не слепой, то первый упадет в яму, а второй за свою веру не упадет. Нет, Господь сказал: оба упадут в яму.
«Странно, когда жены спрашивают у священников то, что должны спрашивать у своих мужей: куда ехать в отпуск, покупать ли ту или иную вещь, заводить ли еще детей... Какие-то важные события можно освящать благословением священника, но оно не должно быть определяющим и решающим. Миряне сами должны решать вопросы, связанные со своей жизнью. Я против того, чтобы монастырское старчество распространялось на мирян — оно создает почву для такого опасного явления, как младостарчество или, точнее, лжестарчество. Мирянину нужно знать основы веры, читать Евангелие, жить по нему и в своей духовной жизни пользоваться советом духовника». игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, епископ Панкратий
Попразднство Вознесения Господня. Мчч. Фалалея, Александра и Астерия (284). Обретение мощей свт. Алексия, митр. Московского, всея России чудотворца (1431).
Мч. Аскалона (ок. 287). Прпп. Завулона и Сосанны, родителей равноапостольной Нины (III-IV). Блгв. кн. Довмонта, во св. Крещении Тимофея, Псковского (1299).
Сщмч. Павла пресвитера (1919).
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Дея. 21, 8-14; Ин. 14, 27-15, 7). Господь Иисус Христос - лоза, дерево виноградное; христиане - ветви и отростки. Мы прицепляемся к Нему верою, плод же приносим жизнью по вере. Отец Небесный - вертоградарь , который смотрит за этим деревом. Какая ветвь не приносит плода, то есть кто верует, а не живет по вере, - ту Он отсекает: а какая приносит плод, ту очищает, то есть кто не только верует, но усердствует и жить по вере, тому Бог всячески помогает богатиться добрыми делами, которые плоды веры. По этому закону Божия действия на нас, всякий и устраивай свою жизнь, твердо помня, что без Господа ничего сделать нельзя. К Нему прибегай со всякой нуждою. Имя же Его пресвятое и пресладкое да вращается неотступно в уме, сердце и на языке твоем.
Притча дня
Притча о четырех ловцах
Неверие безбожника происходит не от здравого ума и правильного рассуждения, но от некой раны душевной. Ту рану мог ему нанести один из четырех ловцов, которые на этом свете ловят души людские. Первый ловец — тело человеческое. Второй ловец — природа. Третий — это люди. Четвертый ловец — страсти.
Тело непреодолимо пытается преобладать над душой. И если его не осадить, оно возьмет верх над душой и набросит на душу свою мрачную тень, так что душа не увидит Бога. Ибо тело само по себе есть падаль, труп, прах. Оно ничего не может познать, и меньше всего — Бога. Если та падаль одолеет душу и сделает ее слугой своих капризов, тогда душа станет подобна узнику в темнице, который забыл и царя, и царство-отечество. Поэтому любовь к телу есть опасная стрела, которая может поразить душу и свергнуть ее с высот в болото.
Природа есть открытая книга, которая говорит о Творце своем. Кто не умеет читать ту книгу, тот начинает обожествлять ее. Тот не понимает смысла вещей и явлений, которые есть не что иное, как слова. Точно так же, как неграмотный человек со страхом и почтением смотрит на буквы, которые не может прочитать, так и всякий духовно неграмотный смотрит на природу с удивлением, пока, наконец, не станет ее обожествлять. А когда он начнет ее обожествлять, тогда он забудет другого Бога, стоящего над природой и природными законами. И Апостол свидетельствует, что и язычники до Христа могли через природу прийти к Единому и Истинному Богу (Рим.1:18-20). Однако как только они отдались любви к телу, то вместо Бога стали поклоняться двум идолам: телу и природе.
Дурные люди развращают целомудренных своим примером и своими злы ми речами подобно тому, как здоровый человек может подхватить заразную болезнь от больных соседей. Так и здоровая душа может заразиться плохими словами и дурным примером от испорченных людей. Поэтому Апостол советует молодому Тимофею: “Есть люди, у которых ум извращен и нет истины, которые мыслят, что набожность есть торговля, — сторонись таких…” (1Тим.6:5). И снова, в другом месте: “Сохрани, что тебе передано, избегай поганых и праздных разговоров и споров ложно названного разума, которому предавшись, некие отпадают от веры” (1Тим.6:20-21). И святой Петр напоминает: “И вы, возлюбленные, берегитесь, чтобы не увлечься обманом беззаконника и не отпасть от своей твердыни” (2Пет.3:17).
Сатана никогда не пребывает в покое. Несмотря на то, что его Господь и Спас наш Своим Страданием и Воскресением ниспроверг, зубы ему сокрушил и жало его вырвал, а с ними отнял и ту власть, которую он ранее имел над людьми, все-таки ему попущено ползать, как перебитой змее, между людьми и искушать того, кто поддается. Апостол напоминает верным: “Будьте трезвенны и бдите, ибо соперник ваш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, и ищет, кого поглотить” (1Пет.5:8). Ему оставлена возможность обманывать неопытных призраками и фантазиями. И неопытные поддаются тем фокусам и обманам, если не имеют доброго учителя и здравых знаний.
Вот они, те четыре ловца, среди которых бедная душа человеческая находится здесь на земле. Благо той душе, которая видит опасность и защищается. Благо той душе, которая, видя, что окружена недругами, возносится ввысь под крыло Христа Человеколюбца и Спасителя.
Душа людская — как птица-голубка, сотворенная Богом чистой и светлой, подстрелена неким ловцом и посажена в клетку. Сама подумай, кто из ловцов тебя поймал, душа человеческая? И покайся! А потом читай дальше Слово Божие.
Практический совет
Пригласить священника к лежачему больному домой или в лечебницу является обычной практикой. Она не связана исключительно с предсмертным состоянием болящего. Будут совершены Таинства Покаяния, Св. Причащения, при необходимости и Таинство Елеосвящения (Соборования).
Позвоните в ближайший храм и договоритесь о времени. Не стесняйтесь побеспокоить батюшку. Если Вы находитесь в крайней степени бедности и не можете дать священнику пожертвование, то не смущайтесь, он придёт и без него.
В больнице следует предварительно уточнить, нет ли уже там священника, духовно окормляющего лечащихся.
Если Вы вызываете священника к болящему, который не может прочесть Последование ко Святому Причащению, то прочтите ему сами. Если он в реанимации, то прочтите за него.
Это же относится и к Благодарственным молитвам по Св. Причащении.
Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора. Глас 6.
Попразднство Вознесения Господня. Сщмчч. Патрикия, еп. Прусского, и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена (ок. 100). Прп. Корнилия, чудотворца Комельского (1537). Блгвв. вел. кн. Димитрия Донского (1389) и вел. кн. Евдокии, в инокинях Евфросинии (1407)
Мч. Калуфа Египтянина (284-303). Прп. Иоанна, еп. Готфского (790). Прп. Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420). Собор мучеников Холмских и Подляшских. Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Прп. Сергия Шухтомского (1609).
Сщмч. Матфия пресвитера (1919). Сщмч. Виктора (1937). Сщмчч. Антония, еп. Белгородского, и с ним Митрофана, Александра, Михаила, Ипполита, Николая, Василия, Николая, Максима, Александра, Павла, Павла, Георгия пресвитеров и мч. Михаила (1938). Сщмч. Онуфрия, архиеп. Курского (1938). Прмч. Валентина (1940).
Челнской и Псково-Печерской, именуемой Умиление, икон Божией Матери.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Дея. 20, 16-18, 28-36; Ин. 17, 1-13). Арий стал отвергать божество Сына Божия и Его единосущие Богу Отцу. На него поднялась вся Церковь; все верующие, во всех концах мира, едиными устами исповедали, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий Единородный, Бог от Бога, рожден, не сотворен, единосущен Отцу. Иной подумал бы, что это случайное какое-либо воодушевление на единомыслие; но эта вера прошла потом огненное испытание, когда на сторону ариан склонилась власть и знать. Ни огонь, ни меч, ни гонения не могли истребить ее и она тотчас обнаружилась повсюду всеми, коль скоро прекращалось давление внешней силы. Это значит, что она составляет сердце Церкви и сущность ее исповедания. Слава Господу, хранящему в нас эту веру! Ибо пока она есть, мы еще христиане, хоть и худо живем; не станет ее - и христианству конец.
Притча дня
Отец говорит своему сыну: «Сынок, знаешь, что поистине в Рай входят бесплатно, а вход в ад платный, а иногда и дорогостоящий...»
Удивленно сын спрашивает: «Как это, отец?»
Отец говорит: «Да, жар ада стоит дорого. Кто играет в азартные игры – платит. Кто употребляет алкоголь или наркотики – платит. Кто сигару курит – платит... А рай, сынок даром: молишься даром; держишь пост даром; делаешь угодное Господу даром. Отвернуться от соблазна и греха, боясь Бога, тоже ничего не стоит... Зачем же платить за ад, когда можно получить Рай даром???»
Практический совет
Храм для нас с вами — это наша «подзарядка», духовный «аккумулятор», наша «духовная розетка». Почти у каждого из вас в кармане лежит сотовый телефон, и вы знаете, что через день-два его надо подзаряжать, иначе в нужный момент, когда понадобится выйти на связь, ее не будет, потому что аккумулятор разрядился. Точно так же если мы один-другой воскресный день не были в храме, то уже духовно «разрядились». Не работает твоя связь с небом, а виновато в этом не небо, а именно ты, потому что твой духовный аккумулятор разряжен. Многие из нас точно не знают, как устроен телефон, что там происходит, как он заряжается и как разряжается. Зато все знают, что надо включить вилку в розетку, и само все устроится. Так и нам надо самих себя — свои «мощи», свое тело в храм просто притащить. Вы знаете, что тело христианина на церковном языке называют мощами. Вот мы и должны свои мощи сюда просто принести и поставить, тогда наша вилка включится в розетку. Даже если человек пока многого не понимает в богослужении, в его песнопениях и молитвах, душа его реально напитывается.
Дома, вне храма, это сделать невозможно. Поэтому Господь и говорит: «шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — Господу» (Исх.20:10). Подумай об этом: живем мы один раз, а душа вечная. И свою «книгу жизни» мы пишем сразу на чистовик, никакого черновика не будет, ничего не перепишешь. И тем временем, которое нам дал Господь, надо дорожить.
Седмица 6-я по Пасхе. Глас 5. Попразднство Вознесения Господня. Память святых отцев семи Вселенских Соборов. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (303). Мчч. Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христины Лампсакийских (249-251). Прп. Макария Алтайского (1847).
Мчч. Ираклия, Павлина и Венедима Афинских (250). Мчч. Симеона, Исаака и Вахтисия (IV). Мчч. Давида и Таричана отроков (683) (Груз.). Прав. Иоанна Кормянского (1917).
Сщмч. Михаила пресвитера (1932). Сщмч. Василия пресвитера (1942).
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Дея. 20, 7-12; Ин. 14, 10-21). "И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю". Какое утешительное обетование! Но как немногие пользуются им! Редко кто содержит его в уме. Есть такие, которые совсем не понимают его и не принимают. Отчего так? Оттого что Господа не любят, и заповедей Его не исполняют. Эта неверность сердца Господу посекает всякое дерзновение обращаться к Богу с прошением, точно так, как и в житейском быту, неисправный слуга не смеет просить о чем либо господ своих, зная, что не заслужил никакой милости. Заведенные молитвы читаются своим чередом, а в них есть прошения очень великие, но они только читаются, а это, как известно, далеко еще не молитва и не прошение. Стать с истинною молитвою перед Господом и простереть к Нему прошение иначе нельзя, как исправив свои совестные к Нему отношения.
Притча дня
Отец Гавриил (Игошкин) так говорил об исправлении человеческой жизни:
– Если в дорожную сумку мы положим острые и режущие предметы, ножи, вилки, шила, иголки, гвозди, разбитые стекла, железки, черепки, они, переполнив сумку, порвут ее, поколют и порежут. Чтобы сохранить сумку, необходимо ее освободить, выбросить из нее все острое.
То же происходит и с нашим сердцем: страсти, пороки, грехи, беззакония, злоба, вражда и ненависть, которыми наполнены наши сердца, рвут его на части. Заставляют человека страдать, мучиться совестью. Сама жизнь побуждает нас к покаянию, выкинуть из сердца покаянием мучащие его беззакония, выкинуть из сердца чистосердечной исповедью всю греховную скверну, как острые режущие предметы, причиняющие боль и страдания. И в сердце войдет покой.
Практический совет
Бывает, что перед отпуском спрашивают духовника:
– Батюшка, благословите поехать в такое-то место!
– Не благословляю!
– Ой, а я уже путёвку купил.
Это профанация. Если хочется полного послушания, то сначала спрашивайте, а не решайте заранее. Митрополит Лимасольский Афанасий советовал мирянам так брать благословение в этом случае:
– Батюшка, я хочу поехать в путешествие, благослови меня, чтобы поездка была успешной.
Попразднство Вознесения Господня.Ап. от 70-ти Андроника и св. Иунии (I).
Мчч. Солохона, Памфамира и Памфалона воинов (284-305). Свт. Стефана, Патриарха Константинопольского (893). Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, блгв. вел. кн. Московской (1407). Обретение мощей прмч. Адриана Ондрусовского.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Дея. 19, 1-8; Ин. 14, 1-11). "Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего". Стало быть, деисты не знают Бога, несмотря на то, что и имя Его носят (Deus - Бог; отсюда деист) и красно о Нем рассуждают. Нет истинного Бога без Сына, равно и без Духа Святого. Кто верует в Бога, но не исповедует Его Отцом Сына, тот не в того бога верует, который истинный Бог, а в иного какого-то, собственного изобретения. Истинный Бог дал Сына Его, дал "область" (власть) "чадами Божиими быть", любит их, и всякую молитву их слышит, ради Сына. Потому-то кто имеет Сына, тот и Отца имеет; кто не имеет Сына, тот и Отца не имеет. Никто не приходит ко Отцу, как только через Сына, и от Отца ничего не получает, как только через Сына. Помимо Сына нет пути к истинному Богу, и кто мечтает изобрести Его, тот блуждает.
Притча дня
Старец Николай Гурьянов перед вкушением пищи, как обычно, прочитал над ней долгую молитву. Рядом была компания несмиренно настроенных молодых людей. Они это заметили и решили немного подшутить над батюшкой. Подсаживаются и один из них говорит:
– Батюшка, а у Вас там в деревенской забытой глухомани все так перед едой молятся?
На что батюшка, не задумываясь, ответил:
– Да нет, милый человек, не все. Свиньи, собаки, да лошади прямо так едят.
Практический совет
Не стоит верить высказываниям про какое-то магическое прощение забытых грехов при Соборовании (Таинстве Елеосвящения).
Митрополит Макарий (Булгаков): «В древности Елеосвящение совершалось, как доныне совершается, после покаяния и вслед за ним как бы нераздельно».
В Таинстве Покаяния прощаются не только забытые грехи, а вообще все. В христианстве нет и не может быть автоматического прощения грехов без покаяния: ни от масла, ни от ледяной воды в проруби…