Сегодня Святая Церковь вспоминает Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Этот пророк был поздним ребенком в семье Захария и Елисаветы, у которых долго не было детей.
Иоанн Креститель был благочестив, как и его родители. Всю жизнь до 30 лет, до своего выхода на проповедь, он прожил в пустыне аскетом, молился, был гласом, вопиющего в пустыне (Мф. 3:3).
В 30 лет он вышел на проповедь о покаянии. Пророк Иоанн говорил еврейскому народу о том, что, прежде получения внешнего омовения, человек должен очиститься внутренне, провести духовно-нравственную работу. Отсюда его знаменитые слова "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3:2).
Значение Иоанна Крестителя в том, что он предшествовал выходу Спасителя на проповедь. Собственно поэтому он и называется Предтечей. Именно он во время Крещения Спасителя сказал: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1:29).
Эти слова каждый раз повторяет священнослужитель во время совершения чина проскомидии - поминовения всех живых и почивших членов Церкви во время Божественной литургии накануне приготовления Святых Даров.
Иоанн, по слову Спасителя, "больший всех рожденных женами" (от Матфея 11:11). Все рожденные женами, ниже Иоанна.
Авраам ниже Иоанна. Илия - тоже. Ной, Даниил, Иов, Самуил... Длинный перечень ветхозаветных праведников, чья жизнь в каждом отдельном случае поражает воображение, все стоят поодаль от Иоанна. А он максимально приближен к Престолу благодати.
Совершенно верно изображает Православная традиция на иконостасе справа от Христа на троне - Деву Марию (предста Царица одесную Тебе), а слева - Иоанна. Ближе них никого нет возле Господа.
Святый Пророче, Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас!
Всеведение Божье усматривается в том, что Бог знает всё совершеннейшим образом, в совершенстве знает Себя, Свои действия, знает Своё творение (как в целом, так и в мельчайших деталях, знает реальное и условное «будущее» мира, знает все действительные и возможные помышления всех разумно-свободных существ), знает от вечности, просто (как бы созерцая всё в простом, вневременном акте созерцания).
Всеведение Божье по отношению к будущим судьбам мира называют Божественным предвидением (предведением). Предведение Божье по отношению к судьбам людей не следует воспринимать как безусловное предопределение (рок, фатум).
Мы получаем информацию из органов чувств, наше восприятие ограничено и субъективно. Бог абсолютно объективен, так как знает всё обо всём всеобъемлюще и неискажённо. Он созерцал образы и судьбы мира от вечности (и до творения мира).
Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 - 17; Мк. 1, 9 - 11; Лк. 3, 21 - 22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней" (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.
В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.
Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.
В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия - с IV по IX век - все великие отцы Церкви - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.
Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27).
Свойства Божьи – неизмеримость и вездеприсутствие.
Неизмеримость Божья выражается в том, что Бог совершенно не зависит от условий пространства, не объемлется и не стесняется им, не имеет геометрической (пространственной) формы, выше какой-либо пространственной протяженности.
В условиях пространства неизмеримость Божья проявляется как вездеприсутствие: нет такого места, где бы отсутствовал Бог (Он присутствует и в аду). Можно утверждать, что Бог и везде, и нигде — везде как не отсутствующий нигде, а нигде как не ограничиваемый (не ограниченный) никаким местом.
Он бесконечен, но не в смысле того, что огромен, а, в частности, в том, что не обусловлен пространством. Можно образно сказать, что не Бог находится в мире, а мир в Боге. Бог также не обладает формой, потому что это пространственная характеристика.
Историческое содержание
18 января (5 января по старому стилю) — в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня или Крещенский сочельник.
Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво.
Крещенский сочельник – древнейший однодневный пост, возник примерно в III веке одновременно с появлением праздника Богоявления, который на ранней стадии представлял собой совмещенное празднование Рождества Христова и Богоявления. Этот постный день был аналогом предпасхального поста, который в конце II – начале III века длился два дня или 40 часов.
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.
Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.
В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11–12 века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».
При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
Комментарий митрополита Амвросия по вопросу о крещенских купаниях: как правильно встретить праздник Богоявления
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий:
В преддверии праздника Крещения Господня я хотел бы поделиться своими рассуждениями о традициях христианского празднования этого дня. Меня довольно часто спрашивают о том, нужно ли обязательно окунуться в этот день в ледяную прорубь, стоит ли это делать в реке или озере либо можно в искусственном водоеме и так далее. Тут я хотел бы дать более однозначный комментарий и ответить на все нынешние и будущие вопросы на эту тему.
На простой вопрос «Нужно ли в праздник Крещения Господня окунаться в ледяную прорубь?» я могу дать столь же простой и исчерпывающий ответ: «Нет, не нужно». Это не безопасно и не имеет смысла. Имеет ли данная традиция какое-то отношение к духовной жизни? Нет, не имеет. Это просто традиция, взятая из тех регионов, где вода в водоемах в данное время чуть более теплая, чем в наших широтах. Да и в тех регионах этому действию не придают какого-то особенного сакрального значения.
Как же правильно отметить праздник Крещения Господня? Конечно, в первую очередь посетить храм, возжечь свечи, подать записки и попросить молитв у Церкви о своих родных и близких, помолиться на праздничных богослужениях вместе с Церковью, исповедаться и причаститься Тела и Крови Христовых. Вместе с церковной общиной вознести молитвы о схождении Духа Святого на воду во время Великого чина освящения, затем с благоговением набрать освященной крещенской воды (агиасмы, то есть святыни) и отнести ее в свой дом, передать родным, знакомым, особенно — в больницы, людям страждущим. Эту воду благоговейно, с молитвой и крестным знамением испить, окропить ею всё свое жилище (квартиру, дом, хозяйство, двор; рабочее место на работе). Крещенской водой можно умываться, протирать руки, больные места на теле. Затем в течение года ежедневно пить ее натощак после утренних молитв или когда на душе неспокойно, в дни посещения болезнью, испрашивая Божией помощи, очищения от страстей, здоровья и радости духовной. Всё это предполагается в самом чинопоследовании освящения воды, в котором, кстати, нет ни слова о погружениях в воду, о так называемых купаниях.
Глубочайшим заблуждением является мнение некоторых людей, что крещенские погружения в ледяную воду смывают грехи человека. Это самообман. Есть только одно погружение, когда действительно омываются все грехи человека, то, которое происходит раз в жизни, — в Таинстве Крещения. Затем мы освобождаемся от грехов в Таинстве Покаяния, если искренне каемся и изменяем себя по отношению к прежде совершенному греху, напоминая себе призыв святого Иоанна Крестителя к покаянию, к перемене себя, к трансформации своей жизни, ее преображению в нечто новое. Это призыв прийти к Богу.
Такое покаяние невозможно без активного участия воли человека, его активных действий в отношении своего внутреннего устроения. И никакие внешние знаки не могут заменить это познание и перестройки себя. Именно поэтому церковное сознание не может прийти к иной мысли, рассуждая о так называемых крещенских купаниях, ведь оно ориентируется прежде всего на внутреннюю работу человека над собой в соработничестве с Богом.
Пользуясь возможностью, приглашаю утром и вечером 18 января, в день Крещенского сочельника, а также в праздник Крещения Господня, 19 января, прийти в главный храм Тверской земли — Спасо-Преображенский кафедральный собор и принять участие в описанных мною праздничных богослужениях и Таинствах церковных в эти дни. Вы можете принести с собой в емкостях воду из источников для освящения и поставить ее рядом с церковными большими сосудами, можете набрать воду в храме (для этого мы приготовили для вас полутора- и пятилитровые бутыли из пластика). Самое главное, повторю, в эти дни прийти в храм, а не на купание в проруби.
Библию не разрешено читать в школах, но допускается и разрешено читать в тюрьме. Если бы дети могли читать Библию еще в школе, многим из них не пришлось бы читать ее в тюрьме. Священник Петр Гурьянов.
Вечность Божья выражается в том, что Бог абсолютно не зависит от условий времени, бытие Божье не имеет временно́го начала и никогда не будет иметь временно́го конца.
Бог Сам является Основателем времени. В условиях времени Божественная вечность субъективно воспринимается человеком как непрестанность бытия Божия. Бог вне времени, у Него нет прошлого и будущего, Он всегда пребывает как бы в настоящем.
Неизменяемость Божья есть такое Божественное свойство, согласно которому Бог всегда пребывает тем же, всегда тождественен Самому Себе, ни Сам Он не принимает ни малейших перемен, и никто и ничто не в состоянии Его изменить.
Допустить хотя бы малейшую изменяемость в Боге — значит допустить, что Он не всесовершенен, так как любое изменение приводило бы либо к увеличению, либо к уменьшению степени совершенства. Неизменяемость Божия — безусловна.
Самобытность Божья выражается в том, что Он не происходит ни от кого и ни от чего, имеет основу бытия в Самом Себе, существует Сам по Себе, не зависит ни от кого и ни от чего в Своем бытии, в Своих действиях. Это свойство соответствует имени Божьему Сущий, которое вписано в нимб Господа Иисуса Христа.
В строгом смысле слова самобытен только Бог. Все же творения Божьи зависят от Бога как по причине своего бытия, так и в продолжении своего бытия (если бы Бог хоть на миг прекратил попечение о твари, она тут же обратилась бы в ничто (перестала бы существовать)). Кроме того, бытие тварей зависит от обусловливающих их естественных законов, от многочисленных частных условий и обстоятельств.