Сегодня день памяти мученицы Анастасии Узорешительницы - святой IVв.
Ее жизнь проходила во времена гонений на христиан при императоре Диоклитиане. Анастасия вышла замуж, но сохранила девство под видом болезни. Будучи христианкой, она посещала заключенных христиан, которых помещал в темницы император и предавал голодным мучениям.
Когда стало известно, что Анастасия — христианка, император Диоклитиан приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатством и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки.
Прежде чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался. Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией (молодой вдовой-христианкой, которая помогала ей в благочестивых трудах) продолжала служить узникам.
Вскоре святая Феодотия и три ее сына были преданы мученической смерти анфипатом (начальником области) Никитием в их родном городе Никее. Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. Видя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками.
Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Далеко от берега они пересели в лодку, а в корабле сделали несколько пробоин, чтобы он затонул. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа — святая Анастасия крестила их. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещенных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами. Так окончила свой мученический подвиг в 304г. святая Анастасия Узорешительница.
Прощаются ли в таинстве Соборования забытые грехи?
Мы принимаем как данность, что Соборование дает исцеление и прощение забытых и неосознанных грехов, но стоит над этим подумать: откуда, собственно, это мнение берется, почему мы так думаем. Понятно, что исцеление предполагает исцеление как телесное, так и духовное, но откуда такая фиксация на забытых и нераскаянных грехах? Очевидно, это связано с формализацией богословия и влиянием Запада. Западное богословие подразумевает, что человек должен дать отчет за каждый грех вне зависимости от того, помнит он его или не помнит. Он должен понести наказание за каждый грех, и тогда будет соблюдена божественная справедливость.
Для православного богословия такая формализация никогда не была характерной. Также очевидно, что соборование — одно из наименее понятых Таинств. Обычно в народе оно воспринимается как Таинство предсмертное, так как в древности соборовали именно тяжкоболящих людей. Знание того, что это Таинство совершается над умирающим, привело к мысли о забытых грехах, и в этом, конечно, чувствуется католическое влияние: человек хочет умереть полностью чистым, чтобы не осталось ни одного «непрощенного» греха.
Так же русские князья перед смертью принимали монашеский постриг, чтобы умереть с чистой совестью. Именно отсюда такая фиксация на забытых грехах, неоправданная боязнь человека церковного, который ходил на исповедь и причащался, что вдруг есть грехи, которые он не помнит.
Можно сказать, что в этом проявляется наше недоверие Богу, ведь понятно, что Господь не по счетам считает наши грехи. Люди же молятся, чтобы Господь открыл им их грехи… Если на нас висит какой-то грех, которого мы не помним, и нам важно его вспомнить, то Господь напомнит. Покаяние — это не перечисление грехов, это метанойа, то есть полная перемена ума, переход от невозможности не грешить, через возможность не грешить, к невозможности грешить. Господне милосердие больше, чем наше формальное воспоминание. Если рассматривать вопрос в этом аспекте, то, наверное, понятие о прощении забытых грехов появилось достаточно поздно и прямого отношения к Таинству Соборования не имеет.
На Отчи́зну на́шу, Росси́ю, изле́й благода́ть Твою́, Бо́же! Да соединя́тся все́ наро́ды, ее населяющие, в одну́ семью, Тебя́, Отца́ Небесного, единомы́сленно исповедающую, всю́ жи́знь свою́ единоду́шно по ве́ре устроя́ющую, да бу́дет еди́но ста́до и еди́ный Па́стырь, да бу́дет хле́б насу́щный и духо́вный для все́х без изъя́тия. Да бу́дет ми́р и любо́вь между́ все́ми и да бу́дут безси́льны ко́зни враго́в вну́тренних и вне́шних, злы́х се́ятелей пле́вел на ни́ве Твое́й, писа́нием, сло́вом или́ де́лом вносящих шаткость в умы́, го́речь в се́рдца, собла́зн, раздор и вся́кую скве́рну в жи́знь.
Пошли́, Го́споди, де́лателей до́брых на ру́сскую ни́ву Твою́, да огласят они́ ее глаголами пра́вды Твое́й, да просветя́т ее приме́ром жи́зни по ве́ре. Пошли́, Го́споди, наро́ду чуткость се́рдца, да разуме́ет о́н святы́е ре́чи избра́нников Твои́х, да разуме́ет о́н святу́ю во́лю Твою́ и неизме́нно и с ра́достию твори́т ее, да бу́дет Ру́сь вои́стину свя́та, да соедини́тся она́ единомы́сленно и единоду́шно в одно́ вели́кое Бра́тство Христо́во, мы́слию, сло́вом и де́лом ве́рное Бо́гу и Христу́ Его́. Да бу́дет Ру́сь на́ша по́длинно церко́вной державой, во все́х дела́х свои́х руководствующейся уче́нием правосла́вной Це́ркви.
Го́споди, Влады́ко ми́ра! Посети́ страну́ на́шу благода́тию Свое́ю, да облече́тся она́ свя́тостию, я́ко ри́зою, и да бу́дут сы́ны ее во смире́нии свое́м досто́йны оде́жды брачной, в не́йже вни́ти надлежи́т в черто́г Ца́рствия Твоего́. Ами́нь.
А вы знали, что знаменитая мелодия Поля Мориа, использованная для заставки телепередачи "В мире животных", это переработка 10 части кантаты аргентинского композитора Ариэля Рамиреса "Наше Рождество" (Navidat Nuestra).
Эта часть называется "Паломничество", в ней поется о путешествии Марии и Иосифа в Вифлеем.
Так, что все советские атеистические годы, слушая заставку знаменитой передачи, мы, не зная того, слушали музыку, посвященную Рождеству Христову!
Удивительно, как Господь заботится о нас и находит пути присутствовать среди нас, даже, когда мы отказываемся от Него, как было в безбожное время.
А ведущий этой передачи Николай Дроздов потомок Святителя Филарета (Дроздова) Московского.
Господь наш Иисус Христос пострадал ни за что. Единый безгрешный. Над Ним смеялись, плевали в Него, били Его, унижали, Он истекал Святой Кровью, повесили Его на Кресте, прибив гвоздями Его Святое Тело, казнили позорной смертью... И ВСЁ ЭТО РАДИ НАС С ВАМИ! РАДИ НАШЕГО СПАСЕНИЯ!
Христос явился нашему бойцу.
Про чудо на войне рассказал фронтовой священник Тимофей Остаев (батюшка из Алании):
Прибыли в очередное подразделение находящееся на передовой, как всегда сосредоточенные бойцы , лица уставшие, но удивительно сияюшие светом . Помолившись и благословив , передав иконы , молитвословы и стяги со Спасом Нерукотворным, передвигаемся и заодно беседуем с бойцами. В какой-то момент подходит один боец и говорит: «Батюшка, а я молюсь, даже знаю молитву солдатскую». Я ему ответил: «Интересно, расскажи какую?».
Солдат: «Вы знаете, когда штурмовали н.п. N.. и отдыхали в блиндаже, мне явился Христос. Он улыбнулся мне, обнял и напоил из сияющий чаши! Я проснулся, но мне так было тепло и радостно, что я написал стихотворение «Солдатская Молитва».
«Виноградарь небесных лоз,
Вышних пажитей Агроном -
Мне сегодня приснился Христос,
Он поил меня чудным вином!
И, казалось земля в блиндаже
Не столь жёсткою и сырой.
Он надежду давал душе!
Он рассудку дарил покой!
На солдатском шевроне Спас,
От окопной свечи тепло...
Боже Святый - помилуй нас!
Всех участников СВО!»
Зовут этого воина - Антоний. Сколько удивительных людей встречается на войне. Бог здесь, в окопах! С любовью о Христе Иисусе, отец Тимофей.
Вы знаете, память какого святого празднуется в ту самую ночь, когда большая часть страны поднимает бокалы за новогодним столом?
Это святой мученик Вонифатий. Из его жития известно, что до мученической смерти за Христа он вёл грешную и неправедную жизнь. Но потом Вонифатий покаялся и стал святым. В народе ему молятся о тех, кто чрезмерно выпивает.
Церковное Предание свидетельствует о том, что мученик Вонифатий имеет особую благодать пред Богом ходатайствовать об исцелении страждующих от пагубной привычки к винопитию и одержимых другими зависимостями века сего. Те страсти, которые терзали святого в земной жизни, будучи омыты мученической кровью, сделали этого угодника Божия заступником и целителем от тех скорбей, которые он сам претерпевал. Ему издавна молятся о преодолении страсти пьянства.
Если бы в Новогоднюю ночь не прославляли именно этого Святого, то возможна наша страна уже полностью бы спилась, а так пока ещё нет, пока мы все ещё живы.
Это промысел Господний. Как всегда сложный, трудный для восприятия, но промысел.
Говорят, что как встретишь Новогоднюю ночь, так весь год и проведёшь.
И всё-таки, кому это пришло в голову? Чтобы Россия начинала каждый Новый Год вместе со Святым Вонифатием?... слава Богу за все!
1. Покаяние, то есть осознание своих грехов, неправоты перед Богом и ближними и искреннее желание исправить свою жизнь.
2. Прощение, то есть нужно научиться искренне прощать тех, кто нас вольно или невольно обижает.
З. Доброделание, то есть нужно приучить себя к творению добра не только по долгу профессии или службы, но к бескорыстному милосердию в свое свободное время. При этом бывает двойная радость: радуются те люди, которым мы помогли, и мы сами, естественно, радуемся, что смогли их поддержать.
4. Неосуждение, то есть нужно отвыкнуть от недоброй привычки постоянно осуждать других людей, даже тех, которые действительно заслужили осуждение.
В одном храме священник заметил, что почти каждый воскресный день на Литургии стоит и молится некая раба Божия с двумя костылями. Как-то раз после службы он подошел к ней, спросил ее имя, расспросил об обстоятельствах ее жизни и, между прочим, поинтересовался, не тяжело ли ей с такими больными ногами каждый воскресный день быть в храме Божием. В ответ женщина произнесла удивительные слова: «Да, батюшка, тяжело, но прежде чем пойти в храм моим ногам, туда идет вперед мое сердце».
Идёт сердце! И этим все сказано. Господи, помилуй нас, грешных.